Герои Николаса Холта и Джеймса МакЭвоя во время пробежки говорят о докторе Джекилле. Примечательно, что Джейсон Флеминг, актёр, исполнивший роль Азазеля, играл доктора Джекилла в фильме «Лига выдающихся джентельменов» (2003).
Сороковые годы двадцатого столетия. Американский мальчик по имени Чарльз, умеющий читать мысли и управлять чужим сознанием, встречает на собственной кухне симпатичную девочку синего цвета. Еврейский мальчик по имени Эрик гнет металл в Освенциме под угрозой расправы над близкими. По прошествии лет первый читает в университетах курс молодого мутанта, последний вынашивает план мести, а ее центральный объект — нацистский психолог Клаус Шмидт — меняет псевдоним и собирается развязать войну между Союзом и Штатами.
За время своего экранного существования знаменитая комикс-сага «Люди Икс» пережила столько инкарнаций (не считая мультфильмов и сериалов), что в определенный момент чья-то воображаемая рука, судя по всему, дала воображаемую отмашку, воображаемо пояснив: «Да ну вас! Попробуем заново!». Пробовать взялся вполне достойный кандидат — англичанин Мэттью Вон, своим прошлогодним «Пипцом» не только породивший целую волну картин о супергероях без супергеройства, но и, вслед за Ноланом и Снайдером, доказавший, что к комиксам можно и нужно относиться серьезно. Серьезность, строгость, утонченность и где-то, наверное, сухость изложения материала очевидны и в «Первом классе». Избитые, к примеру, пусть и зачастую весьма уместные в пределах жанра, мужицкие шуточки, уступают здесь место личной драме героев и тщательно продуманной стилистике — костюмы, свойственные как выбранной эпохе, так и экстраординарным способностям персонажей, проработаны до мелочей. В определенных моментах Вон кивает даже не столько в сторону своего приятеля Гая Ричи, сколько уже, пожалуй, и Квентина — сцена кабацкой драки Магнето с нацистами намеренно или не очень напоминает ту самую, в которой герой Майкла Фассбендера неудачно заказал три кружки. Разумеется, свойственные франшизе в целом бесхитростные размышления на тему «что такое хорошо, а что такое плохо», стоит ли жить тем, кто просто исполняет приказы, и людям в принципе, никуда не исчезли: все это деликатно изложено в финальном конфликте Ксавье и Леншера и чуть более откровенно в образе героини Дженнифер Лоуренс, на протяжении всего фильма решающей, одеть ей что-нибудь или разгуливать голышом.
Сыграть против Вона, слишком трепетно относящегося к материалу, но все же пленяющего как раз этой трепетностью, могут фактически лишь два момента. Во-первых, предшествующие фильмы слишком сильно закрепили в потребительском сознании свои заглавные образы, и даже (возможно, это спойлер, но так и тянет намекнуть) эпизодическое появление главного актерского «бренда» сериала не ослабляет желания увидеть, например, профессора лысым. Во-вторых, возрастной рейтинг и концепция первоисточника не позволяют Вону разгуляться на полную катушку, как это было годом ранее, и, скажем, кровь посещает кадр буквально единожды. Так или иначе, очередная версия всей этой, похоже, бесконечной истории выглядит весьма достойно — если не благодаря жестокости и черному юмору, то хотя бы в силу характеров и сеттинга. Маленькие девочки не кромсают взрослых дяденек, но и те, и другие по крайней мере присутствуют. Мутанты, разумеется, тоже.
7 из 10 ------------------------------------------------------------------------------------- Перезапуск явно не пошел трилогии на пользу. Во-первых, куда-то исчез дух противостояния, борьбы с не принимающем тебя миром. Сам мир перестал быть безжалостным и сжался до размеров одной комнаты в штабе разведки.
Во-вторых, мрачность, которой славились первые два фильма и которую почти потеряли в конце третьего, в этом произведении отсутствует напрочь.
В-третьих, Вону не удалось сделать то, чем удивил всех Сингер — разложить перед зрителем многоуровневую историю с огромным количеством персонажей, каждый из которых нуждается в раскрытии.
До сих пор не обозначено, является ли Первый класс приквелом оригинальной трилогии, либо переосмыслением всей вселенной. Так или иначе, новый мир получился намного слабее и менее эмоциональным.
Персонажи раскрыты из рук вон плохо. Нужна ли нам попытка подробно описать историю становления Магнето, если одна только открывающая сцена первой картины перекрывает все вытянутые переживания и гонения молодого Эрика?…
Справилась ли Дженнифер Лоуренс с образом вечно гонимой синекожей девочки, если одна фраза из оригинального фильма:«Из-за таких как ты, я боялась ходить в школу» — вызывает больше сочувствия, чем все вымученные и пресные диалоги и монологи героев о настоящей красоте.
Проблема выбора, поставленная еще в предыдущем фильме, являющемся в плане постановки еще более посредственным, здесь лишь обозначена. Если сравнить раскрытие этой темы в Последней битвы, то прекрасно отыгранные экранные терзания героев Анны Пакуин и Бена Фостера стоят намного больше всех переживаний героев данной картины.
Перекочевавшие из основной истории лейтмотивы выбора собственного начала и противостояния мира тебе, в данной картине так и остались точками повествования, обозначенными крайне схематично.
Само повествование стало рваным, сумбурным. Вон явно не справляется с многочисленными сюжетными планами и мозаикой персонажей. Достаточно сказать, что ни один из мутантов так и не был раскрыт зрителю. А главная тема — эволюция всепрощающей дружбы в бескомпромиссную вражду и человеческая трагедия, этому сопутствующая, получилась очень смазанной и в какой-то момент просто раздавленной под массой компьютерных баталий.
А спецэффекты, да, очень хороши! За них 10. Но разве этого ради Ли придумал историю про геном Икс, а Сингер перекроил понимание мира о комиксах и их экранизациях?…
ПС Очень надеюсь, что данный фильм станет лишь стартовой площадкой для дальнейшей, еще более глубокой чем оигинал, франшизы.
9 из 10 ------------------------------------------------------------------------------------- Уже почти четверть века прошло с момента завершения холодной войны, «Карибский кризис» сжался до одной страницы в учебниках истории, была даже объявлена очередная «перезагрузка», но Голливуд закрыл глаза на такой пустяк как неактуальность темы взял да и вовлёк мутантов в исторический вооруженный конфликт с двумя сверхдержавами 60-х гг. ХХ века. Россию в фильме изобразили со всеми присущими стереотипами: наши военные не знают об изобретении бритвы и находятся в глубочайшем запое; приближенные к Кремлю военачальники наивны и глупы; всемирный злодей легко манипулирует российской властью; в стране круглогодично не тает снег и т. д. В роли главного злодея сверкнул Кевин Бейкон, ранее не замеченный в крупнобюджетных экранизациях комиксов, но всегда харизматичный в роли злодея.
Мутанты за пределами кино-сериала «Х-мэны» ассоциируются с трешем, похожи на зомби и редко носят одежду из латекса. В предыстории возникновения на голове Магнито дебильного шлема и лишения головы профессора Ксавьера растительности мутанты выглядят вполне человечно, даже большую часть фильма носят хлопчатобумажные шмотки. Тем не менее в приквеле авторы ленты решили как можно компактнее рассказать и о возникновении тандема Ксавьер-Матнито, и о его работе, и о его расколе (а все тандемы разваливаются, если у каждой из сторон есть яйца), и о лишении Ксавьера способности ходить, и о том чертовом шлеме Магнито и о др. Правда интересным из всего этого винегрета стало лишь развитие Мистик, только это добавило вопросов к её поведению в первой части оригинальной трилогии, где она покушалась на жизнь, а точнее разум, названного брата. Хочется отметить Дженнифер Лоуренс в роли Мистик, самая талантливая молодая актриса наконец-то получила роль в блокбастере, притом знаковую, лишь бы независимый кинематограф её не потерял теперь. А вот как Росомахе удается держать планку самого эффектного героя франшизы, не перестаёт удивлять. Его тут как будто бы нет, зато лучший эпизод фильма у него, с легкостью перекрывающий все старания сценаристов, актёров и режиссера «Пипца».
Короче фильм вышёл плюшевый, все русские здесь пьяные медведи с балалайками за пазухой, для равновесия ЦРУшников тоже изобразили лопухами, да только не утешает. В продолжениях фильма, а в выходе продолжений вряд ли приходится сомневаться, вероятно, речь пойдёт о борьбе одних мутантов за равноправие с людьми, других — за превосходство. Короче есть потенциал для кабинетного блокбастера на политически-бюрократические темы в духе приквела «Звездных войн». Конечно, из первой части оригинальной трилогии мы знаем, что у Магнито за 40 с лишним лет (там же вроде недалёкое будущее) ни черта не получилось, но болеть за него всё равно будем, а драйва и (или) осмысленности подождём от «Росомахи». ------------------------------------------------------------------------------------- Фильм «Люди Икс» вышел в 2000 году и вернул моду на фильмы о супергероях комиксов. Он был не только зрелищным, но ещё и со смыслом и глубоким дном. Отличная игра никому не известных актёров сочеталась с качественной режиссурой. Сиквел вышел через 3 года и стал лучше оригинала ровно вдвое. «Люди Икс 2» всё ещё могли похвастаться отличными экшен-сценами и хорошей актёрской игрой. А также вторая часть стала намного более увлекательней и интересней, нежели первый фильм. Но главное — в картине всё ещё была тема отвергнутых людей, не похожих на большинство, которая делала фильм не просто обыкновенным зрелищем. «Люди Икс : Последняя битва» делали, к большому сожалению, совсем другие люди. Третья часть успешной франшизы была в разы эпичнее предыдущих частей, но страдала от важных и видимых недостатков. История была менее продуманна, а персонажей стало действительно слишком много. Так что история фильма не могла сосредоточится на одном или двух персонажах. Дальше выходил «Люди икс начало: Росомаха». Он уже рассказывал об одном герое, но сюжет всё также был плох. Не спасала даже харизма исполнителя главной роли, Хью Джекмана. Серия явно начала угасать, несмотря на отличные первые две части. И продюсеры, обладающие правами серии, приняла, как не странно, единственное правильное решение — запуск приквела, рассказывающего о предыстории рождения команды мутантов, с другими актёрами, режиссёром и сценаристами. Сейчас новый фильм вышел и твёрдо дал всем понять, что юным мутантом есть ещё что сказать.
«Люди Икс: Первый класс» повествует о двух заклятых врагах прошлых фильмов франшизы: Чарльзе Ксавье и Эрике Леншере, профессоре Икс и Магнито соответственно. Эти двое — полностью разные персонажи. Чарльз получил отличное образование благодаря состоянию своих родителей и свято верит в то, что мутантов много, что большая часть из них боится своих способностей. Поэтому он должен их найти, дать им дом, где они встретят себе подобных, и научить их пользоваться своими способностями во благо. У Эрика же предыстория куда трагичнее: его отправили в нацистский лагерь когда он был подростком и проводили над ним эксперименты, пытаясь понять, откуда у него способности управления металлом. Поэтому его совсем не волнует тема мутантов в мире, его заботит только одно — месть.
Играют персонажей Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер. И, надо сказать, подобраны они бесподобно. Оба идеально понимают, как надо играть свою роль. И, честно говоря, от МакЭвоя я такого не ожидал. На протяжении всего фильма он играет персонажа, который из умного и талантливого студента превращается в мудрого и подающего пример учителя. И наблюдать за этим превращением крайне увлекательно. Майкл Фассбендер изобразил Магнито куда лучше, чем Иен МакКейн. Магнито в его исполнении не кажется злодеем. Ему сочувствуешь, потому что понимаешь, что этот персонаж прошёл через многое и его суровый взгляд на жизнь лишь последствие всех ужасов в его жизни. Весь фильм понимаешь причину поступков этого мстящего героя. Конечно, это также заслуга сценаристов. История легко протекает из экшен-сцен к разговорам, от разговоров к обучению новых мутантов… Поэтому история действительно на уровне второй части.
Другие актёры тоже играют хорошо, несмотря на то, что практически все остальные актёры обычно играют роли второго плана. Отдельно хочется поблагодарить Николаса Холта, играющего роль Хэнка МакКоя. Роль юного гения ему определённо удалась. Второй известный актёр в фильме, Кевин Бейкон, очень порадовал. Видно, что у актёра есть опыт игры отрицательных персонажей.
К сожалению, создатели решили сосредоточиться на двух главных героях, из-за чего о других, менее важных персонажах, неизвестно ничего. Например, Эмма Фрост, телепат, умеющая превращаться в кристалл, и Азазель, способный перемещаться. Об этих персонажах не известно ровным счётом ничего, кроме их способностей, хотя они намного более глубокие персонажи, если углубиться в их истории из оригинального комикса. То же самое можно сказать о половине команды молодых мутантов. Остаётся только надеяться, что этих героев будут развивать в следующих частях.
Экшен сцены, которые делают фильм настоящим летним блокбастером, будоражат кровь. Их не так много, но каждая запоминается надолго. Большая их часть крайне эпическая, на уровне с перенесением моста Магнито из «Люди Икс : Последняя битва». Особенно удались битвы в воздухе. Вероятно, потому что они оригинальны для серии. Ведь только в этой части появились персонажи, способные летать и занимающиеся этим часто.
В итоге, получился фильм, который не такой скучный, как первая часть франшизы, и не такой безыдейный, как третья часть. А до превосходности второй части ему осталось не далеко.
9 из 10
ждём продолжения ------------------------------------------------------------------------------------- Одиннадцать лет назад Брайан Сингер познакомил зрителя с проблемой, которая не нова, но актуальна и интересна при детальном ее разборе. Я говорю, о всякого рода отвержении того, что плохо изучено и кажется странным, возможно необъяснимым. Мировой кинематограф не раз знакомил зрителя с этой темой. Но наша жизнь остается прежней, и мы продолжаем бояться неизведанного. Чуждые способности одного, незамедлительно напугают другого. И главная задача общества состоит в том, чтобы научиться принимать это. Я говорю об эволюции. Она ведь, заключается не только в совершенствовании физической оболочки того или иного организма, но и в умение принимать новые знание и новые способности других.
Может, я весьма высокопарно мыслю на эту тему, но в одном я уверен точно, «Люди Икс» послужили толчком к дальнейшим кинематографическим триумфам, которые, так или иначе, касались экранизации комиксов. Слишком фантастическим казался тот мир, для маленького мальчика (о себе). Но когда он рос и вновь смотрел этот фильм, атмосфера в нем казалась реалистичной, да и события также заставляли выглянуть в окно и сравнить вымышленный мир с настоящим. А ведь, все до боли просто. В мире мутантов также есть злые и добрые, жестокие и милосердные. Комикс стал вдохновлять деятелей кино и заставил подробно рассмотреть всю проблематику и неоднозначность взаимоотношений главных героев комикса. Но я не буду оценивать предыдущие части франшизы, потому что «Первый класс» стоит особняком среди них. Здесь есть и интрига, и возвращение к истокам истории, и, конечно же, загадка, разгадка которой наконец-то имеется. Тема столь обширна и таинственна, что равнодушных должно не остаться.
Тем временем, Мэттью Вон продолжает совершенствовать свои режиссерские способности, делая это весьма стремительно. Мэттью Вон внес свое имя в список независимых не от чего режиссеров, которые способны смело высказать свою точку зрения на тему современного общества. Я имею в виду одну из самых безбашенных и провокационных, но в то же время глубоких и многоплановых экранизаций комикса под название «Kick-Ass». Это кино, разрушившее все стереотипы при постановке фильма по комиксу. Мы не увидели уже до боли надоевшего пафоса и пламенных речей главных героев. Эксперимент под названием «Kick-Ass» делает режиссера достойным кандидатом на пост рулевого «Первого класса». Ну, а как это получилось, я попробую сейчас разобрать.
Холодная Война. Множество не в чем невиновных семей разрываются и доставляют великие страдания каждому ее члену. И так, на глазах у сына убивают его собственную мать, что образует сложный, неоднозначный характер сформированный болью, страданиями и жаждой мести. В то же время, маленький мальчик обнаруживает в себе способности телепата, которые, также, делают из него выпадающее звено общества, но в то же время формирует гуманность и человеколюбие…
Тему отчуждения неизведанного пытается нам ловко разъяснить картина «X-Men: First Class», скрывающая в себе больше чем красивую картинку. Сюжет фильма уносит нас во времена Холодной Войны, где мутанты становятся частью общества, которое их отвергает. Здесь представлены две точки зрения на эту тему. Их, естественно, представляют главные герои, заставляющие подумать и выбрать правильность чей-либо стороны. Сценарий изобилует увлекательными диалогами, харизматичными персонажами и духом тех времен. Стоит отметить, также блестяще переданный, дух молодежи. Ведь никто не сомневался, что Чарльз Ксавьер, помимо самообразования и изучения себеподобных, мог пропустить пару стаканов выпивки в местном пабе или, все там же, знакомиться с очаровательными девушками. Да и вообще, эти комиксных персонажей великолепно вписали в исторические перипетии. В общем, стилизация великолепна и совершенно точно заслуживает похвалы.
Но если рассуждать серьезно, то я обязан приоткрыть завесу тайны между взаимоотношениями главных героев. Режиссеру на удивление хорошо удалось создать хрупкие, порой братские отношения Чарльза и Эрика. Они занимались одним дело, сплотившее их. Социальная адаптация детей, которые изобилуют комплексами, пришедшими с их сверхспособностями, вот их главная задача. Их характеры противоположные и сильно отличаются. Если Эриком руководит чувство мести, то Чарльз доверяет своей безупречной логике. Этих героев даже можно сравнить с природными стихиями. Эрик властен чувствами и его нрав очень пылкий и резкий, но его друг пытается направить его в правильную сторону и погасить ярость, которая над ним властна. Кстати, можно ли путь выбранный Чарльзом назвать правильным? На этот вопрос каждый ответит для себя сам… Психопортреты главных героев очень интересны и неоднозначны. О них можно говорить долго, но одно я сказать обязан. Мэттью Вон подарил драматичную и грамотно преподнесенную историю двух закадычных друзей.
Я думаю, не менее волнующий вопрос рядового зрителя, который посмотрел трейлер, прозвучит так: «Русские!? Опять русские? Уже даже в фильме по комиксу пытаются нас осрамить». Спешу вас порадовать! В фильме, как я ранее сказал, отлично передан дух Холодной Войны, и на удивление это историческое событие показано с двух сторон. Здесь имеются, в принципе, приближенные к реальности мнения стран об отношении друг к другу в то время. К счастью, с точки зрения политики в кино, фильм не встал в один ряд с такими шедеврами как «Солт», где русские это анти-люди по отношению к США. Все хватит говорить об этом. Эта тема всегда портит кино.
Конечно, требуется сказать о визуальной составляющей фильма. Спецэффекты на высшем уровне, здесь даже что-то одно выделить сложно. К сожалению, в визуальной составляющей я остался не доволен только от композиторской работы Генри Джекмана. В сцене битвы, часто звучат уж очень супергеройские мелодии, портящие впечатление от ненужного и излишнего пафоса. Но больше хочется упомянуть об актерах ленты. Джеймс МакЭвой очень внимательно отнесся к этой роли. Даже иногда угадываются жесты и мимика Патрика Стюарта, раннего исполнителя роли Профессора Икс. Но особняком стоит актерская игра Майкла Фассбендера… Вот таким я представлял себе Магнето. Сложный, порой неопределенный вид вызывает море эмоций у зрителя. Чего стоит момент, когда Чарльз заставляет вспомнить Эрика о своей матери… Это лицо… Эти слезы… Сцена вызывает сострадание и невероятно трогает за душу.
В итоге, я даже не знаю, можно ли единолично отнести фильм «X-Men: First Class» к летнему блокбастеру. Думаю, категорически нет. Видно, что создатели вложили душу в проект, а не слепо гнались за долларами. Качественно сделанный фильм с помощью фантастических персонажей комикса, нам вновь говорит о простых вещах, к которым нужно отнестись вполне серьезно. Но если вам нужно только зрелище, вы его тоже получите. Это самостоятельная история наполненная драматизмом и всякого рода мыслями о роли выбора в нашей жизни…
Фильм нам расскажет о том, как сформировались профессор Ксавье и Магнито, о процессе основания школы Ксавье для детей-мутантов и, наконец, о том, что же произошло между двумя закадычными друзьями и почему они расстались.