Ещё и года не прошло, как Даниэль Штамм выпустил в широкий прокат картину с пафосным и броским заголовком — «Последнее изгнание дьявола», которая дала призрачную надежду на то, что одержимость больше не будет эксплуатироваться с целью подзаработать на страхах религиозных граждан, да и вообще любого другого человека, для которого проведение обряда экзорцизма смотреть в диковинку, как компостировать человеческие мозги собралось ещё одна. Что это? Может какая-то пропаганда? Или же нам навязывают своеобразную инструкцию: «Лечение бесноватых в домашних условиях?» Как по мне, так ни первое, ни второе. «Обряд» — это очередная безобразная штамповка, которая лишена чёткого, качественного сценария, запоминающихся персонажей и, самое главное, хотя бы малейшей нотки оригинальности.
Если «Последнее изгнание…» и не блистало новизной идеи, то оно хотя бы выделялось на фоне других подобных фильмов манерой съёмки, нестандартным построением сюжета и необычным финалом. Данный же фильм повяз в клише по самое не могу. Почему главный герой — это всегда священник-атеист, потерявший веру в себя, Бога, свою профессию и ещё много чего? Очевидно это уже стало невгласным правилом. Неужели так трудно внести хоть какое-то разнообразие при создании черт характера экзорциста? Всё, что бы не происходило в кадре, воспринимается как само собой разумеющееся. Человек, который смотрел «Exorcist» и «Exorcism of Emily Rose» не откроет для себя ничего нового, потому как основная фабула осталась неизменной.
Первые полчаса создатели решили изгонять демонов из ничего неподозревающих зрителей, подвергая их изнурительным пыткам благодаря умопомрачительным, в прямом смысле этого слова, разговорам ни о чём, ни о ком, и ни про что. Когда же начинается долгожданный обряд — разочарованию нет предела. Вновь всё тоже самое: закатывание зрачков, полоумное выражение лица, порча мебели и конечно же фирменный хищный оскал. Я не понимаю, какой смысл из года в год показывать копию за копией. Экзорцизм — тема, в которой особо развернуться-то и невозможно. Всё, что можно было, и даже больше, уже продемонстрировали ленты прошлых лет. Но не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Чтоб «Обряд» не предстал пред людьми каким-то уж очень пресным, создатели нашли в сценарии место сразу двум изгнаниям. Правда лучше от этого фильм не стал. Вторая одержимость выглядит менее реалистично, чем первая.
Понятное дело, как бы ни был хорош Хопкинс в роли злодея, ему уже давно не двадцать и не тридцать, чтоб, изображая бесноватость, садиться на шпагат, делать сальто в воздухе и остальные гимнастические упражнения, которыми занимается дьявол во время своего прибывания в человеческом теле. Дебаты между демоном и проповедником — ещё одно слабое звено. Изрекают уста исчадия ада абсолютно банальные речи, с помощью которых он, наивный, собирается сбить с пути истинного молодого падре. Или время сейчас такое, что люди умнее стали, или же демоны, знающие тайны бытия, понемного деградируют(Что более вероятно), но такими убеждениями можно «подцепить на крючок» только возрастную группу: от 7 до 12. Чем закончится противостояние добра и зла, думаю, все знают. Если не посмотрев фильм человеку всё известно наперёд: чем он начнётся и чем закончится — зачем тогда вообще снимать такое кино?
Пора бы оставить уже в покое экзорцизм и не пробывать лепить из него однотипные хорроры. Как жвачка многоразового пользования, замысел, показать обряд изгнания, переходит от одного режиссёра к другому. Надеюсь, это не надолго. Кто-нибудь, но ею подавится.
5 из 10 ------------------------------------------------------------------------------------- Даже не знаю, что мне сказать о данном фильме… Думаю, кроме того, что это маразм, ничего другого сказать и невозможно. Понравился ли мне он? Да здесь гадать-то и нечего, всё понятно сразу по цвету рецензии. Поставим вопрос по-другому: стоит ли картина затраченого времени? Однозначно нет, ибо она была не интересной и тема экзорцизма уже избита вдоль и поперёк. Усилия Микаэля Хофстрема я оцениваю на низший балл, так как таковых их не разглядела. Конечно же есть и свои плюсы, за которые мне пришлось немного поднять свою изначальную оценку и сейчас я попробую объяснить, что именно мне не понравилось, ведь если я буду перечислять положительные качества сего творения, то боюсь их хватит буквально на 2 строчки. Что ж, начнём. Обо всём по порядку.
Моё мнение
«Обряд» я не ждала и он меня совершенно не интересовал. Единственное, что действительно привлекало — постер, ведь он оригинальный. И не из-за того, что лицо у Хопкинса, как у мертвеца — бледное и взгляд пустой, а из-за того, что его физиономия как бы находится в кресте. Ну да ладно, вернёмся всё же к фильму. Синопсис обычный и в нём даже не проглядываются какие-то малейшие признаки оригинальности. Экзорцизм — тема, которой пользуются режиссёры уже не один год. И у всех прям такие умелые ручки, которые возьмут и снимут хорошее и качественное кино. Чёрта с два! «Обряд» — наглядный пример того, как можно испортить теми же самыми умелыми ручками ещё не совсем утратившую свою актуальность идею про изгнание. До этой картины мне пришлось посмотреть множество различных лент, которые были каким-то образом связаны с экзорцизмом и не к одной из них я не отношусь так плохо, как к этой.
За что хвалить кино? За то, что режиссёр снял одну большую штамповку? Это уж явно не заслуживает похвалы. Целый фильм мы наблюдаем, а точнее слушаем одну болтавню. Знаете какими глупыми были все диалоги? По сути в них не было ничего такого, что хоть каким-то боком касалось главной темы. К примеру, я сейчас напишу ту фразу, которая прозвучала в абсурдном диалоге между начинающим экзорцистом и священником «Я верю в Бога…» «Знаете, а я люблю жвачки». Ну это совсем не в какие рамки не лезет. Речь идёт о Боге, а священник распинается о жвачках. После услышенного, я долгое время сидела остолбенев. Да и вообще, кому какое дело, что он любит? Я например люблю шоколад, но ведь необязательно об этом всем рассказывать. Спрашивается, к чему все эти подробности?
На протяжении всего просмотра я наблюдала всего 2 изгнания. Одно из них было с девушкой, а второе — пусть останется в тайне (если раскрыть все карты наперёд — никакой интриги уже не будет). Хочется отметить, что первое изгнание было неправдоподобным. Да что ещё говорить, если девчонка постоянно кричала священнику что-то типа таких фраз: Ты воняешь и т. п. Меня попросту смешили такие высказывания, но никак уж не нагоняли страх. Хорошо, хоть режиссёр не додумался использовать такие заштампованые приёмы вроде разворота головы на 180° или переворот креста вверх тормашками. Если бы я заметила что-то подобное, то точно поставила б фильму низший балл за его штампованную штампованность. Самый главный недостаток — затянутость. Зачем растягивать картину аж на 114 минут, если за всё это время нам так и не показали чего-то путного? Честно признаться, последние 30 минут для меня были тяжёлым испытанием. Я хотела спать, да ещё и посреди дня. Из этого следует вывод: режиссёр садист!
Я искренне надеялась на то, что фильм окажется хорошим и в том числе интересным, но я ошиблась и в этот раз по-крупному. Слава Богу, хоть концовка немного порадовала. И в заключении, у меня к Вам убедительная просьба: Не оценивайте, пожалуйста, мою рецензию до просмотра сего торения, ибо его можно охарактеризовать одним словом: халтура.
Фильм пришлось увидеть совершенно случайно, и, к сожалению, в очень плохом качестве. Я надеюсь, конечно, дождаться лицензионного диска, но впечатлений и сейчас слишком много, что ими не поделиться.
Если я ошибусь в чем-то, то заранее прошу прощения, значит, я чего-либо недопоняла при просмотре.
Ну ладно, приступим.
Кинолентам о Дьяволе и его изгнании открыл дорогу в наш мир Уильям Фридкин своим фильмом «Изгоняющий Дьявола». Лента Фридкина основывалась на книге посвященной изгнанию нечистой силы из одного мальчика. А автор книги, в свою очередь, основывался якобы на реальных событиях. Человеческая история, по правде сказать, знает много примеров изгнания из человека бесов. А фильмов, не смотря на столь богатое историческое прошлое, выходит довольно мало. Возможно потому, что беснования одержимых не слишком устрашают современного зрителя. Уж в чужих вкусах я не эксперт.
Итак, «Обряд» один из таких вот узконаправленных фильмов об экзорцизме.
Молодой человек, сын похоронных дел мастера, приезжает в Ватикан, чтобы стать священником. Там его отправляют прослушать лекции об изгнании Дьявола, а затем приставляют к практикующему это ремесло святому отцу (Хопкинс).
Так вот, тут стоит задаться вопросом, а есть ли в картине что-либо выделяющее ее из себе подобных? Или же здесь опять и снова два священника будут на протяжении всего хронометража картины гнать чертей из всех и каждого?
Во-первых, посмотреть стоит на очередную актерскую работу Энтони Хопкинса. Да, Америку в этом фильме он не открывает, а всего лишь удачно совмещает по началу своего профессора Ван Хельсинга из коппуловского «Дракулы», а затем всех своих антигероев разом.
Познакомившись с отцом Лукасом, молодой практикант понимает, что он циничный обманщик, всего лишь убеждающий людей, что злой дух их покинул. Однако отец Лукас забывает, что Дьявол еще больший обманщик, и может сыграть с любым самую злую шутку.
И вот уж, не знаю, Бог ли наказал, Дьявол ли пошутил, но после смерти одной из своих «подопечных» одержимым становится сам святой отец.
Думаю, теперь пора переходить к «во-вторых». Вторая причина смотреть фильм — весьма любопытная концепция понимания одержимости.
Все подверженные этому злу герои картины были людьми по той или иной причине весьма несчастными.
Так что же значит — Дьявол — это ГОРЕ?
Я не теолог, и не слишком-то сведуща в данном вопросе, но если верить создателям фильма, то да, это так.
А, быть может, в горе мы более уязвимы перед злом. Вот почему Дьявол выбирает слабых, чтобы мучить их.
Беременная девушка, изнасилованная своим отцом и пытающаяся покончить с собой, испуганный мальчик, к которому во сне приходит страшный мул, священник, который не смог помочь человеку — вот дань собираемая нечистым.
Так кто же ты? Я часть той силы. Так кто же ты? Я — горе.
Так кто же ты?.. ------------------------------------------------------------------------------------- Эта песня хороша — начинай сначала. Так можно было бы сказать об очередной вариации на произведения Уильяма Шекспира, но никак не в случае с новоявленным «Обрядом» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Потому что и песня-то не особа хороша, если уж не сказать — откровенно плоха, а когда ее еще и начинают сначала, то от этого совсем становится дурно.
Совсем недавно один священник — герой мокудокументального хоррора «Последнее изгнание дьявола» (я писал о фильме ранее) преодолевал свое сомнение в вере, столкнувшись лицом к лицу со сверхъестественным злом, над которым он иронизировал и зарабатывал этим себе на хлеб. И вот — еще один сомневающийся в своей вере священник, пока правда еще совсем молодой и даже учащийся семинарии, но зато получивший приглашение в сам Ватикан для того, чтобы то ли поверить в Бога еще больше, то ли потерять эту веру навсегда.
Молодой человек, решивший связать свою жизнь с церковью, вырос в особо травматичных для детской психики условиях: его отец приносил трупы прямо на дом, чтобы там приводить их в порядок перед погребением. Маникюр, макияж, прическа — все, как положено, чтобы явиться на тот свет в самом лучшем виде, мертвецам были обеспечены. А когда умерла мама мальчика, то произошел надлом, который и изменил навсегда в веру в Бога. Правда, почему все-таки юноша категорически решает стать священником, я так и не разобрался.
В Италии ему предлагают изучить экзорцизм и, поскольку парень еще больше впадает в недоверие, то его отправляют к давно уже набившему руку на изгнании бесов отцу Лукасу (Энтони Хопкинс). Путем завываний, заламываний рук, выкатываний глаз, раскидывания вокруг насекомых и лягушек, пусканием пены изо рта и многого другого — бес сделает все возможное, чтобы главный герой поверил все-таки в реальность всего происходящего. И приготовьтесь… Через веру в Дьявола поверил в Бога! Тра-та-та.
Банальное, предсказуемое, словно уже сто раз виденное зрелище, не отличающее ни драматургией, ни интересными персонажами, ни оригинальным сюжетом — абсолютно ничем. Единственный момент, который доставит удовольствие настоящему киноману, это эпизод, когда отец Лукас дает пощечину маленькой девочке, которая по неосторожности попросила у него благословить ее куклу. Остальное же — бред сивой кобылы или, чтобы оставаться в контексте фильма, бред красноглазого мула.
2,8 из 10 ------------------------------------------------------------------------------------- Изгнание дьявола — излюбленная тема для мастеров ужаса. Несмотря на теоретическое существование экзорцистов, представлять этот обряд можно по-разному: со спецэффектами, различными чудищами или же более натуралистично, иногда с дымом и духами, или в виде видений и знаков, но без всяких дыма и осязаемых страшилок. Именно о последнем и есть фильм Михаэля Хафстрема «Обряд».
Для начала, стоит сказать, что режиссер Михаэль Хафстрем не специализируется на хоррорах. Единственный полноценный ужастик он снял в 2007 году — «1408». Но какой ужастик! Можно сколько угодно ругать картину за банальность и нестыковки, но согласитесь, Михаэль снял качественное и страшное кино по роману Стивена Кинга. Новый фильм режиссера не имеет литературной основы и получился не столь страшным, но таким же напряженным и интересным, местами банальным.
Картина повествует о юном священнике, который едет в Ватикан на практику. Там как раз набирают опытных специалистов в школу экзорцизма, а опыта главному герою не отнимай: его отец — гробовщик и работает с трупами прямо дома. Сынку сложно было избежать встречи с мертвыми телами, особенно с учетом того, что одним из них была его мать. Хотя отец постоянно наставлял его на божий путь, даже с таким мощным зарядом церковных идей, наш герой сомневается своей вере, идеях, в общем — скептик. А зря, ведь именно вера спасает жизнь.
Как и в случае «1408» поначалу действия особо не происходит. Герой все куда-то ходит, чего-то переживает. Это занимает, но не предлагает реально причины не выходить из зала. Самое интересное начинается во время поездки в Ватикан. Сначала нас потрясают его видами, потом отправляют на экскурсию. Это уже причина остаться до конца фильма! Далее нас знакомят с опытным, но эксцентричным экзорцистом — герой Энтони Хопкинса. Вот тут-то и начинается саспенс. Ритуал за ритуалом, которые и вроде бы подкрепляют веру Майкла, но и разрушают, ведь, как скептик, он постоянно находит «приземленное» объяснение случаю. Что-то напоминает? Да. Великий сериал «Секретные материалы». Помните, как в каждом деле Скалли научно объясняет паранормальные явление, в то время как Малдер пытается доказать, что здесь совсем иная вещь. В «Обряде», конечно, все не так глубоко, и Майкл просто в растерянности, нежели в научной уверенности. Впрочем, довольно скоро он поменяет взгляды.
К слову, Майкла играет Колин О`Донохью, совсем неизвестный актер, разве что Вы могли видеть его в сериале «Тюдоры». Внешне, он, кстати, напоминает Люка Уилсона (я тоже сначала даже смутился — неужто он?). В ролях второго плана засветились не нуждающийся в представлении Рутгер Хауэр, исполнивший роль отца Майкла, и Алиса Брага. Последняя за год стала палочкой-выручалочкой для ролей второго плана — «Потрошители», «Хищники», и здесь она играет журналистку, помогающую Майклу.
При всей интриги, самая интересная часть фильма — середина, как раз, та где испытывается вера главного героя. А ближе к концу начинается банальная болтовня и последняя битва, не столь эффектная, как в «1408», но не менее запоминающаяся. Даже без спецэффектов Хопкинс может играть настоящее безумие и одержимость. Колин олицетворяет положительную сторону — он шутник, неуверенный в себе скептик, ищущий реальный пример подлинного сумасшествия. Неудивительно, что находит. Алиса Брага, при всей своей универсальности, опять пресна и выполняет роль приложения к главному героя, чтоб было, если что, кого спасать или получить умный совет.
…
Качественный, но очень типичный для жанра фильм; Создатели отлично нагнетает саспенс на протяжении всей картины, но пика он достигает слишком рано, а после, «Обряд» становится предсказуемый, но занимательным: всегда интересно смотреть на становление мальчишки мужчиной — и здесь происходит именно это.
Фильм рассказывает об американском священнике, который отправляется в Ватикан учиться в школе экзорцизма.