Чего боялись люди в средневековье? Что повергало их в шок и трепет? Все необъяснимое, ибо неспособность понять порождает самое сильное отчаянье. Чума накрывшая Англию в 14 веке из той же серии (а это была Велика Чума унесшая до половины жителей Европы), люди не знали как с ней бороться, как противостоять напасти. Объяснение — «Это наказанье Господне, за грехи»- является самым востребованным и понятным.
Осмунд — монах из некой обители в средней Англии пытается вырваться из монастыря с двумя целями:
- спасти любимую девушку;
- сменить печаль на свет.
И случай добиться целей ему представляется, в монастыре появляется посланник епископа, которому требуется проводник для похода в дальнюю деревню. И Осмунд вызывается его проводить, только вот путешествие оказалось не столь простым как виделось вначале. Ульрих- посланец епископа — преследует свои сугубо личные цели по истреблению некого поселения некромантов — сатанистов. И в качестве «весомого» аргумента он везет с собой некую пыточную машину. Дальнейшее действо как нельзя лучше демонстрирует нравы и природу человеческих чувств средневековой Англии 14 века. От охоты на ведьм, до отречения от Христа и истинной непоколебимой Веры. Налет мистицизма, замешенного на крови придают особый характер фильму, мороз по коже нет, но действо на экране захватывает. Во многом выбор жизненного пути Осмунда стал результатом похода в селение еретиков, на мой взгляд увиденное не только средневекового, но и современного человека заставили бы сменить взгляд на мир.
Актерская работа
Шон Бин (Ульрих) неподражаем — все таки актерский талант у этого парня явно в наличье. Фанатично верующий рыцарь, несущий крест не только на плаще и груди, но и в сердце. Его самопожертвование во имя идеи передано жизненно и понятно для зрителя. Относится к его герою можно по разному, но равнодушно точно нельзя.
Кэрис Ван Хаутен (Лангива) предводительница некромантов достойный образ антипод Ульриха, его вера равна ее неверию, ее ненависть к христианам равна его ненависти к еретикам. Она своими действиями вывела Осмунда на его жизненный путь. Превосходно сыгранная злодейка, взгляд сковывающий слабоверных и разжигающий огонь в сердцах и головах своих сторонников. Роль сыграна замечательно.
Эдди Редмэйн (Осмунд) на глазах зрителя превращается из романтика в беспощадного борца с ересью, мнимой и реальной.
Визуальное восприятие
Фильм смотрится и смотрится хорошо, местами жутковато, но в целом средневековый мир с его страхами и повседневностью передан очень хорошо. Сцены похорон умерших от чумы усиливают эти ощущения. Неизведанность страшит людей. И как квинтэссенция средневековья перерождение монаха Осмунда в беспощадного охотника на ведьм. Режиссер и оператор постарались не лишать зрителя созерцания всех перипетий происходящих на экране, за что им спасибо. Равно как и художникам по костюмам передавшим колорит эпохи.
Очень хороший фильм на тему средневековой жизни в эпоху чумы.
9 из 10 ------------------------------------------------------------------------------------- Было время. Страшное время. Жестокое. В нем правило насилие и ненависть. Смерть косила всех направо и налево и человек жил в отчаянии. И имя этому времени было — Средневековье.
Средневековье является моим любимым периодом в истории. Крестовые походы, рыцарство, зарождение науки и искусства, инквизиция. Средневековье довольно противоречивое время. С одной стороны — набожность и религиозность, с другой — казни, войны, сплошное насилие. И как знать, возможно религия и является катализатором насилия?
Англия. 14 век. Свирепствует чума. На кладбищах уже нет места. Каждый день сжигают десятки трупов. Откуда взалась эта напасть? Одни говорят — это кара Господня. Другие толкуют — это дело рук Сатаны. Третьи твердят, что всему виною ведьмы и колдуны. И кто же прав? Мы то, просвещенные, знаем, что всему виною плохая санитария и низкий уровень медицины. Но разве все гипотезы и предположения отметаются так сразу?
Несколько суровых рыцарей во главе с мужественным Ульриком (Шон Бин) и монах отправляются в лес, на болота в деревеньку, до которой чума еще не добралась. Конечно они уверены, что это дело рук чернокнижников и дьявола. А как же иначе? Целые села вымирают, а тут вдруг существует деревенька, в котором все здоровы?! В процессе их пути зритель знакомится с персонажами. Наверное и не стоит говорить, что все они колоритны, брутальны и обладают потрясающей харизмой. Набор персонажей отчетливо характеризует средневековье: доблестные рыцари, безжалостный палач и пыточных дел мастер, пронырливый разбойник и насильник, монах. У всех есть грехи и тайны. Но тем не менее они ни сколько не сомневаются в существовании Бога и 12 заповедей. Так почему же тогда их руки по локоть в крови? Ну так времечко было такое. Убивать и молиться. А рассуждать над «высокими материями» времени нет. Иначе схлопочешь стрелу между глаз или кинжал в сердце.
Потеряв по пути незначительную часть отряда, главные герои добираются до пункта назначения и тут начинается самое интересное. Мистика тесно переплетается с прозаической реальностью. Соблазны овладевают душой. Тайны сеют в душах сомнение и ненависть.
Но основной идеей является вовсе не это. Конфликт между христианами и язычниками. С одной стороны смерть как проявление милосердия Божьего, с другой — отречение от Бога и кровавые ритуалы как искупление от грехов. В этой бескомпромиссной борьбе, персонажи пройдут проверку своих чувств. Отвага и трусость, решительность и подлость, коварство и откровение. Но независимо не отчего, авторы фильма не дают однозначной оценки поступкам героев. Все они жестоки и бесчеловечны, но одновременно все вызывают сочувствие и симпатию.
Но пока на земле, средь болот и туманных лесов, в то время, как истинные христиане проливают кровь за веру, Бог на небесах за всем этим наблюдает безучастно. У Него есть дела поважнее чем «спор» между сатанистами и «набожниками». Он не будет вмешиваться сейчас. Но на небе будет Суд. И всем воздастся по их заслугам.
Отличный сюжет. Отлично воссозданная картина мрачного Средневековья. Отличная атмосфера Англии: холмы, туманы, болота и тусклые небеса. Отличная игра актеров. В общем и целом, фильм отличный.
9 из 10
p.s «В воссоединении человека и Бога нет ничего возвышенного.» (ц) ------------------------------------------------------------------------------------- Средние (темные) века были временем по-истине чудовищным. Религиозный институт власти, бессовестно эксплуатируя человеческое невежество, обладал неограниченной властью; судебная система в отсутствии презумпции невиновности, медэкспертизы и сбора улик не имела никакого отношения к справедливости («Божий суд» присваивал правоту сильнейшему); прививок и вакцин не существовало, отчего в медицине процветала ампутация без элементарной дезинфекции; эпидемии оспы, холеры, чумы и прочих смертельных заболеваний уносили десятки тысяч жизней, не говоря уже о разгуле преступности, Крестовых походах и бесчисленных кровопролитных войнах, которым не было конца и края.
Но самым отвратительным явлением Средневековья была и остается Великая Инквизиция, чьи методы борьбы с ересью были ужасны, а цели и мотивы весьма сомнительны, поскольку под эгидой охоты на ведьм истреблению подвергались неугодные всех видов и мастей, людей хватали на основе доносов, а выход из пыточных катакомб, как известно, был только один. Массовое убийство женщин в те времена — слепой, безжалостный геноцид над «ведьмами», которые, как нам известно, оными не являлись — вызывает во мне яростное негодование и протест. Истории известен эпизод, когда жительниц пяти деревень сожгли в один день только потому, что весна в том году наступила позже обычного срока, а отправка на костер «слишком красивых», «слишком толстых», обладателей родимых пятен и т. п. была делом обыденным и прозаичным. Я читаю об этом, смотрю фильмы, гравюры, рисунки — и каждый раз поражаюсь тому, какой рай для социопатов и садистов был создан Церковью в те годы, настолько малоценна была человеческая жизнь, и насколько несправедливы ее законы.
«Черная смерь», несмотря на скромный бюджет и относительную бескровность, живописует 14 век довольно атмосферно. Эпидемия Чумы, на треть сократившая население Европы, с язвами, нарывами и горами трупов показана хоть и поверхностно, но в колоритных ракурсах; отчаянье, уныние и безысходность, до краев заполнившие человеческие души, изображены в густом сером цвете, а сюжет хоть и прост, но возбуждает интерес и удерживает его вплоть до финала истории, который меня, признаться, даже удивил.
Понятно, что «бескровность» в моем понимании может быть «сырым фаршем» для более чувствительного или незнакомого с тематикой зрителя — после экспозиции музея телесных наказаний Валерия Переверзева я ожидала более кровавых реалей, — однако несмотря на неудовлетворенное любопытство (как, например, работала привезенная в деревню машина, или зачем нужно было отводить в сторону камеру в самый красочный момент четвертования), я осталась довольна самим сюжетом, и даже его неторопливостью. И, конечно, обнаружила в себе ростки симпатии и сопереживания к паре-тройке посаженных в клетку людей, кричащих: «Мы не отречемся от Господа нашего!». К слову, где в «Черной смерти» отдельные индивиды обнаружили религиозную агитацию или нападки на иные религии, кроме христианства? Что за вздор? Крик души притесненных язычников?
Как я уже сказала, картина пару раз меня приятно удивила. Во-первых, я никак не ожидала, что подозрения епископа относительно спрятанной во глубине болот деревни окажутся оправданными, а во-вторых, никак не предполагала, что сюжет свернет под указателем «Плетеный человек». А что до персонажей — в равной мере меня разочаровала участь Ульрика и взбесили перемены в Осмунде, который и без того не вызывал во мне участия. Но Ульрик и его «Сорви с меня рубаху!» — это было сильно, это было неожиданно. Также очень прикипела я душой к седовласому мужчинке, который-таки запустил привезенную отрядом хитрую машину — и это все при том, что характеры других персонажей, скажем честно, были не раскрыты совершенно. Кто такие? Что побудило их, убийц, стать слугами церкви? Чуть-чуть пролит свет на натуру персонажа Шона Бина, но света этого было так мало, что в пору загубить зрение. Неинтересного мне Осмонда я бы вообще убрала из истории, сконцентрировавшись на других членах отряда, хотя, справедливости ради признаю, что именно его судьба с аккордом сразу перед титрами охарактеризовала эпоху сильнее, чем крики: «Мы не отречемся от Господа нашего!». Обе блондинки оказали своим соплеменницам дурную услугу.
Все о стальное сшито крепко, и пуговицы в нужных местах. Тема чумы напомнила мне чем-то верховенскую «Плоть и кровь», хотя направленность различна, а что до сравнений с «Жанной Д`Арк» Бессона, то они, по-моему, неправомерны. Уж больно разные картины. ------------------------------------------------------------------------------------- Кто: отличный британский режиссер Кристофер Смит (Крип, Изоляция, Треугольник). В ролях Шон Бин (Властелин колец) и брюнет из британского сериала Paradox (минут 30 вспоминал, где я его раньше видел).
О чем: мрачный и кровавый детективный триллер. На дворе 14-й век. Англия под властью чумы. Люди мрут тысячами. Отряд солдат с юным монахом-путеводителем отправляются в единственную деревню, в которой от чумы еще никто не умирал. Ходят слухи, что там поклоняются дьяволу и поэтому огородили себя от этой страшной болезни.
Увлекательная и мрачная лента с отличной концовкой. Снято все на высшем уровне, фильм держит в напряжении до самого конца, а сюжетные повороты достойны высших похвал. Сама тема вообще благодатна, а ее исполнение на экране вызывает восхищение. По виду и стилистике слегка напоминает недавно вышедшего Соломона Кейна, но умнее, интереснее и лучше сделано чем Кейн. Местами жестко, но это не должно отпугнуть зрительниц, так как сценарий увлекает с первых минут и не отпускает.
Отличное кино, которое вполне можно посмотреть в кинотеатре, что, я уверен, сделают многие, если компания Союз, купившая фильм, выпустит его в кино.
Отличный средневековый кровавый детективный триллер на религиозную тему с классным сценарием и удачно выбранными актерами.
8,5 из 10 ------------------------------------------------------------------------------------- Что вы думаете о милосердии? Что милосердие для вас? Подать нищему милостыню? Утешить плачущего ребенка? Или убить, чтобы избавить от мук?
То, что одно время считалось незыблемым, на протяжении человеческой истории менялось несколько раз. Означает ли это, что однажды что-то познав, мы затем удаляемся от истины? Или в отличии от слов известной песни, правда не бывает одна, она варьируется в каждый период человеческого развития?
Фильм имеет отчетливый серый цвет и примерно такое же настроение. Оказывая влияние на чувства, направляя мысли, посыл его, на мой взгляд, не так прозрачен. Уметь прощать? Уметь отстаивать свои убеждения? Или уметь проявлять милосердие?
Так легко, указав, кто прав, кто виноват, обвинить этих виноватых во всех грехах. Кто дал вам право?! Кому принадлежит право решать? А если я скажу, что «колдунья» всего лишь защищала своих от тех, кто пришел из-за болот? Все мы защищаем (или хотим защитить) свой дом, свой край от тех, кто пришел издалека и пытается заставить нас жить по своим правилам…
Издревле заведено, что право большинство («Нас много, и мы сила») Так ли это на самом деле?…
Средневековая Англия попала под тень Черной смерти. В этом апокалиптическом мире, заполненном страхом и суеверием, собираются несколько монахов, объединенных одной целью — выследить того, кто способен возвращать к жизни умерших от чумы.