The Elder Scrolls 5: Skyrim — не только самая захватывающая RPG, но и вообще одна из лучших игр прошедшего года. Увлекательные приключения, невероятный размах повествования, множество персонажей, в том числе вампиры, оборотни и драконы — казалось бы, здесь, как и в Греции, есть все. Но игрок, как известно, капризен и взыскателен. Даже в такой богатой игре ему чего-то не хватает. По итогам двухмесячного проживания в суровом мире нордов мы составили список, чего именно.
Эй, тореро!
Бои на аренах — классическое развлечение, без которых не обходится ни одна эпическая ролевая игра. Они были и в TES III: Morrowind, и в TES IV: Oblivion, и в Fable, и в первых трех сериях «Готики». А уж для суровых нордов такие забавы столь же естественны, как гадание на лютиках для эльфов. Но, вот парадокс, в Skyrim боев на арене нет. Лишь кое-где в таверне можно сразиться на кулаках с посетителями, но это ведь совсем не то. Почему разработчики лишили северян такого захватывающего зрелища, а нас — возможности подхалтурить, участвуя в боях или делая ставки на исход других поединков, совершенно непонятно.
Корабли без капитана
Морские походы — тоже вполне нормальное времяпрепровождение для викингов. Как и хорошая драка, и совместное распитие спиртных напитков в теплой таверне после удачного налета на соседние земли. В Skyrim корабли есть, но отправиться на них в плаванье, хотя бы краткосрочное, нельзя. Суда намертво «прибиты» к порту приписки. Нет даже плохонькой лодчонки, и приходится самому лезть в холодную воду, хотя с полными карманами трофеев герой должен камнем идти на дно. Реализовать плавсредства сложно, но можно, и тому есть примеры. Лодки были в Two Worlds 2, а сражения и путешествия на корабле — в Drakensang: The River of Time и даже в «Князь 2».
Промеж глаз…
Представить норда без метательного топорика так же сложно, как без корабля и боев на арене. И все же в Skyrim дизайнеры лишили северян и представителей других рас метательного оружия (включая дротики, кинжалы и сюрикены), которого было навалом в Morrowind. Справедливости ради скажем, что его не было уже в Oblivion, но ради викингов могли бы сделать исключение и вернуть топоры. Особенно обделенными почувствовали себя герои, отыгрывающие воров и прочих скрытных личностей. Для них возможность расправляться с врагами метким броском из тени — не роскошь, а средство выживания.
Конь бесполезный
После Oblivion в RPG появилась мода на использование лошадей. Скакать и драться одновременно было не слишком удобно, и все же… В «Скайриме» есть конюшни, но сражаться верхом уже не разрешают. Нет ни полноценных боев, как в Mount & Blade, ни азартных скачек, как в Two Worlds 2. Да и вообще местные копытные особой пользы не приносят: медленно скачут, быстро устают, застревают в деревьях, с грузами не помогают. Управлять ими все так же неудобно, зато благодаря «багам» скакунов можно использовать в качестве скалолазов и телохранителей, от чего игра местами превращается в комедию. Вы будете ржать громче лошади, наблюдая, как озверевший конь прет на стену башни, чтобы врезать копытом по роже вражеского лучника.
Очумелые ручки
Износ и ремонт экипировки всегда был фирменной чертой серии The Elder Scrolls. Осознание того, что твои панталоны с мифриловыми стразами могут сползти на пол и обратиться грудой хлама в самый неподходящий момент, заставляло тщательно готовиться к походам и таскать с собой специальные молоточки. Не всем это, конечно, нравилось, но и решение полностью убрать из игры износ кажется спорным. Можно было просто замедлить его, разрешить ремонт только в кузницах, ну, или придумать что-то еще. Сейчас же зачистить сотню пещер с одной секирой, которая никогда не затупится, мягко говоря, нереалистично.
Магия для чайников
Еще одной фирменной чертой серии был конструктор магии. И в Morrowind, и в Oblivion разрешалось создавать «спеллы», используя для этого составляющие уже известных заклинаний. Игрок их комбинировал и задавал параметры силы, длительности и дальности действия. В «Скайриме» такого конструктора нет. Конечно, заклинания теперь можно использовать сразу с двух рук, да и выглядят они намного эффектнее, чем раньше, но разве это заменит щенячью радость от изобретения какого-нибудь супермощного «спелла», за пару секунд превращающего главного злодея в груду тлеющих костей?
Рожденный ползать
Не секрет, что фабула Skyrim местами почти дословно повторяет сюжет Divinity 2: Ego Draconis. Там миру тоже грозили драконы, а главный герой обладал уникальными способностями, чтобы справиться с ними. Но бельгийцы из Larian Studios пошли дальше: в Divinity 2 игрок мог сам превращаться в дракона и гордо парить под облаками, сжигая все на своем пути. Не утверждаем, что и в «Скайриме» нужно было реализовать нечто подобное (иначе запахло бы плагиатом), но возможность оседлать крылатую тварь и попугать жителей Рифтена или Солитьюда явно бы не помешала. Забраться на дракона позволяют лишь в постановочном ролике, но даже тогда полет толком не показывают.
Ласковый и нежный зверь
В «Скайриме» можно заболеть не только вампиризмом, но и подхватить ликантропию, позволяющую превращаться в оборотня. Достаточно вступить в ряды воинской гильдии Соратников. Вскоре вы узнаете, что есть и альтернативная организация, которая охотится на оборотней — так называемая «Серебряная рука». По идее, у совестливого игрока должен появиться выбор: оставаться в рядах полузверей или перейти на сторону тех, кто хочет извести эту нечисть с просторов Скайрима. Однако такого выбора не дают — приходится мириться с людьми, которые постоянно говорят о жажде крови и заставляют выбивать долги из священников.
Синий иней
В «Скайриме» много снега и очень холодно. Это подтверждает и описание региона, и метель, завывающая на снежных полях. Однако, вот парадокс, замерзнуть-то нельзя. Даже если вы разденетесь до бельишка и на двадцать четыре часа застынете в позе покорителя Эвереста на какой-нибудь высокой горе, то ничего себе не отморозите. Между тем, никакой сложности в том, чтобы реализовать зависимость персонажей от температуры окружающей среды, нет. Это можно было сделать по аналогии с радиацией в Fallout 3, благо игру тоже делали сотрудники Bethesda.
Всех замочу!
Если в Morrowind разрешалось убить любого, даже критически важного для сюжета персонажа, то в Oblivion и Skyrim такой возможности нет. Многие избитые вами NPC просто сядут на корточки и будут мелко дрожать, приходя в себя. Добить их нельзя — это одна из самых обидных условностей в игре. Из-за этого вы, например, не сможете прийти в Рифтен и освободить город от власти гильдии воров, хотя руки так и чешутся. Стражники мечтают о том, чтобы большим отрядом зачистить воровское логово. Вы способны тут же спуститься в канализацию и сделать это без всякой подмоги. Но избитые до полусмерти лидеры воров отказываются умирать, а город так и остается под их гнетом.